Календарный фольклор

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс.

o Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).

o Рождество – 25 декабря.

o Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.

o Васильев день – 1 января.

o Страшные вечера – с 1 января по 6 января.

o Крещение – 6 января.

o Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

o Весенне-летние праздники.

o Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.

o Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния

(между 22 марта и 25 апреля).

o Егорьев день – 23 апреля.

o Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.

o Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

o Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

o Аграфена Купальница – 23 июня.

o Иван Купала – 24 июня.

o Петров день – 29 июня.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева. Масленица – следующий после зимних святок крупный праздник в деревне. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Величали молодых, поженившихся в этом году, поминали умерших, обходили дворы с масленичными песнями, в которых желали хозяевам урожая и изобилия. В праздновании масленицы участвовали люди всех возрастов, но особенную роль играли дети. В одних местах было посылать ребятишек с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали бы: "Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону! И пахать пойду!" В других местах дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне и всех, кто возвращался из города, спрашивали: "Везешь ли Масленицу?" Отвечавших отрицательно колотили лаптями. В некоторых губерниях именно мальчишки открывали праздник, строя ледяные горы и приветствуя Масленицу ритуальными приговорами. Наконец, в последний день праздника дети бегали иногда по деревне от избы к избе и требовали блинов особыми песенками. За поданный блин они показывали хозяйке куклу Масленицы, что сулило урожай. Песен на Масленицу пелось множество. Масленичными песнями встречали Масленицу, прославляли ее и подсмеивались над ней, прощались с нею. С Масленицей разговаривали как с живым существом. В песнях она то красивая девушка, то "баба-кривошейка", то "дорогая гостья", то "обируха" и "обмануха". В некоторых областях делали чучело из соломы – Масленицу, - которую устанавливали в начале праздника где-нибудь на видном месте. В последний праздничный день чучело везли на санях в поле, сжигали, а затем хоронили или разбрасывали головни и пепел по полям, зарывали в снег. Уничтожая божество, люди верили, что весной с новой растительностью оно воскреснет вновь, даруя урожай. Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.


Статьи по теме:

Профессионализм и саморазвитие личности педагога
Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что было рассмотрено ранее (образование как ценность, как система, как процесс, как результат). Совершенно очевидно, что реализация в ...

Классификация, типы и степени течения заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году. По этиологическому признаку. Все заикающиеся раз ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.enorta.ru