Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Новая педагогика » Саморазвитие личности педагога » Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Страница 1

Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что было рассмотрено ранее (образование как ценность, как система, как процесс, как результат). Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма.

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице?

Ответы на эти вопросы волнуют многих молодых специалистов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногие из них задумываются, что начало карьеры любого специалиста закладывается еще в период обучения. И от того, насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его будущая успешность.

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

В педагогической энциклопедии понятие "педагогическое мастерство" трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству — удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится .

Давайте разберемся, что же это такое — самообразование?

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как "самообучение" (в узком смысле — как самонаучение) и как "самосозидание" (в широком — как "создание себя", "самостроительство"). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.

Каковы функции самообразования?

М. Князева выделяет несколько таких функций:

1) экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация "белых пятен" в своем образовании;

4) саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6) коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое "набирание" знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Планирование занятий по программе «Радуга» в экспериментальной группе
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать прогр ...

Рациональная организация учебного процесса
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.enorta.ru