Психофизиологические особенности

Страница 1

Обобщая их черты, Н.С. Лейтес пишет: «Ученики начальных классов, за редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и сам процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики или арифметики, терпеливо осваивают технику письма. Учение означает для них осваивать и закреплять преподносимое им. Они почти исключительно вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные. Известные свежесть, яркость детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее. Они очень живо реагируют на все сколько-нибудь новое для них, на каждую шутку, на какой ни будь пример из жизни. По самому незначительному поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными».

Для того чтобы ребенок на младшей ступени развития школьник успешно усваивал новую информацию учителю необходимо знать, прежде всего, о познавательных процессах ребенка для того, что бы правильно строить урок.

Восприятие. Отличается остротой, своего рода « созерцательной любознательностью», что связано с относительным преобладанием первой сигнальной системы. Малая дифференцированость: в начале учебы школьники не точно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы, не узнают одну и туже геометрическую фигуру, иначе расположенную на плоскости. Еще довольно часто выделяют случайные детали, а существенные не замечают. Способы не идеализирую воспринимать предмет в целом. В течение всего периода- выражения эмоциональность восприятия: все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше.

Внимание. Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется короткая мотивация (поощрение, похвала). Но непроизвольное внимание развивается интенсивно. Устойчивость внимания небольшая (слабость тормозного процесса), отсюда теряется темп работы, наблюдается пропуски букв.

Память. Склонность к механическому запоминанию развита хорошо. Развитие идет по двум направлениям: усиливается роль и удельный вес словесно-логической памяти, смыслового запоминания; развивается умение управлять своей памятью.

Мышление. Обычно мыслят конкретными категориями, но идет переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. Аналитеко-синтетическая деятельность пока на стадии наглядно-дейсвенного анализа. Со 2-го класса мышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. И все-таки ученику проще пройти путь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

Воображение. Развивается воссоздающее и творческое воображение. Склонны фантазировать, отчего младших школьников нередко считают лгунишками.

Подводя итог можно сказать, что существенно укрепляются широкие познавательные мотивы, интересы к новым знаниям.

А теперь попытаемся рассмотреть психофизиологические особенности на среднем этапе обучения. Подростково - юношеский период характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. Интенсифицируется формирование абстрактного мышления, произвольной логической памяти, возрастает потребность логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания, приемы запоминания становятся более осознанными, разнообразными и гибкими. Постепенно раскрывается смысл учебной деятельности. С общем ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. В способах усваивания учебного материала познавательные процессы начинают приобретать качественную иную характеристику. В мышлении появляется способность к абстрагированию, образованию новых понятий. У стойче вый произвольный характер имеют процессы внимания, памяти, интеллектуальной работоспособности.

Восприятие. Развитие идет по линии нарастания содержания и объема, становится плановым, последовательным, преднамеренным, всесторонним.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Понятие процесса памяти
В современной нейропсихологии память понимается как сохранение информации о раздражителе после прекращения действия раздражителя. Различают память как биологическую и психическую функции. Биологическая память существует в филогенети ...

Речевая деятельность и виды речевой деятельности
Для начала определимся, что же все-таки такое речевая деятельность (РД)? Речевая деятельность, такая же деятельность, как и трудовая, игровая, познавательная, и заключает в себя целенаправленность, предметный мотив, и состоит из нес ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.enorta.ru