Приемы умственных действий в развивающем обучении

Новая педагогика » Теория развивающего обучения » Приемы умственных действий в развивающем обучении

Страница 1

Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к. анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.

Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть в них новые функции.

Формированию этих умений может способствовать:

- рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

- постановка различных заданий к данному математическому объекту.

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения.

Формирование умения пользоваться этим приемом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания.

Целесообразно, например, ориентироваться на такие этапы:

- выделение признаков или свойств одного объекта;

- установление сходства и различия между признаками двух объектов;

- выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов;

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие - основа приема классификации.

Так же, как при формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур.

При обучении математике можно использовать задания на классификацию различных видов:

- подготовительные задания;

- задания, в которых на основание классификации указывает учитель;

- задания, при выполнении которых дети сами выделяют основание классификации.

Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный». Понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. Используя аналогию, ученики находят новые способы деятельности и проверяют свою догадку.

Формируя у младших школьников умение выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:

- аналогия основывается на сравнении, поэтому успех её применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними.

- для использования аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам.

- для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противоположном случае вывод может быть неверным.

Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений - основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение.

Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения - о теоретическом и эмпирическом.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Материально-техническая база кафедры
На кафедре созданны: - методически консультационный кабинет, оборудованный современными персональными компьютерами, предназначенными для учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, соискателей, ...

Дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.enorta.ru